«Ботанический стартап»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«БОТАНИЧЕСКИЙ СТАРТАП»

АННОТАЦИЯ

Направленность программыЕстественнонаучная
Полное наименование общеразвивающей программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ботанический стартап»
Цель программыСформировать у учащихся представление о взаимодействии в системе «природа-человек» и специализированные систематические знания в различных отраслях современной ботаники, познакомить с проектно-исследовательской деятельностью, развивать творческие способности, сформировать систему знаний и умений, необходимых для выбора ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации
Вид программы
Количество часов84 (программа рассчитана на 1 год обучения)
ФИО автора-составителяБондаренко Ангелина Александровна
Сведения о педагоге, реализующем программуПедагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО
Режим занятийЗанятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Аннотация программыВ Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Ботанический стартап» определена потребностями ребёнка и его семьи в естественнонаучном образовании с одной стороны и социальным заказом общества на формирование творческой, критически мыслящей, самостоятельной личности, с другой.
Программа «Ботанический стартап» ориентирована на учащихся подросткового возраста (13-16 лет), которые проявляют интерес к практической и исследовательской работе в различных отраслях современной ботаники и в сфере «зелёного» стартап-предпринимательства.
Внедрение регионального компонента в теоретическую и практическую часть программы «Ботанический стартап» направленно на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона.
Содержание программы «Ботанический стартап» организуется в систему трёх модулей, каждый из которых представляет собой логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Каждый модуль представляет собой совокупность естественнонаучного содержания и практико-ориентированной деятельности, реализуемой в форме участия в акциях и конференциях, творческого проекта, стартап-проекта или проектно-исследовательской работы, где объектом изучения выступают природа и составляющие её компоненты – объекты и явления растительного мира. Содержание модулей отвечает задачам профессионального самоопределения учащихся. В каждом модуле дана краткая характеристика конкретного вида профессиональной деятельности.
Программа «Ботанический стартап» представляет собой дидактическую конструкцию, обустроенную соответствующим содержательным наполнением и методическим обеспечением, которая выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной «траектории» развития ребёнка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».
Включение в программу «Ботанический стартап» информационно-коммуникационных и интерактивных технологий, обеспечивающих достижение прикладных предпрофессиональных и метапредметных умений, позволяют учащимся ориентироваться в мире профессий и в ситуации на рынке труда с учётом собственных интересов и возможностей.
Ознакомление с общеобразовательной общеразвивающей программой естественнонаучной направленности «Ботанический стартап» представляет особый интерес для тех, кто находится в процессе ознакомления и освоения инновационными практиками в системе дополнительного естественнонаучного образования детей
Основные разделы общеразвивающей программыСодержание программы «Ботанический стартап» организуется в систему трёх модулей:
- «Pro ботанику»;
- «Ботаника: растим с любовью»;
- «Зелёный стартап»
Прогнозируемые результатыВ структуре планируемых результатов модульной программы выделяется два уровня их описания:
1. Планируемые результаты, описывающие ведущие целевые установки всей программы (личностные, метапредметные). Этот блок результатов характеризует основной, сущностный вклад программы в развитие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование познавательных потребностей учащихся.
2. Планируемые результаты по отдельным модулям программы ориентируют педагога в том, какой уровень освоения учебного материала и степень сформированности соответствующих умений и навыков ожидаются от учащихся в конкретной образовательной области. Данный уровень предполагает разработку различных вариантов результатов, их дифференциацию по содержанию и организации в зависимости от уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Результаты определяются в виде набора знаний, умений и навыков, которые должны быть у учащихся по окончанию изучения каждого модуля.
В результате реализации программы «Ботанический стартап» необходимо обеспечить достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- приобретение целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и природном разнообразии;
- усвоение основ экологической культуры в контексте признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- приобретение знаний о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- способность переживания и позитивного отношения к окружающему миру;
- способность ответственного отношения к труду, общественно полезной деятельности;
- принятие ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;
- приобретение компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения;
- способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и деятельности окружающих людей;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни с учётом природных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей ближайшего окружения;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе внутренней мотивации к познавательной деятельности;
- готовность и способность осознанного выбора и построения индивидуальной образовательной траектории с учётом ориентации на профессию;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими учащимися;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
- владение исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксирование информации;
- приобретение компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Периодичность и формы текущего контроля, промежуточной аттестацииВ ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля:
- в начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение;
- в течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических, творческих, проектных работ;
- промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.
- итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование.
Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней