ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БОТАНИЧЕСКИЙ СТАРТАП»
АННОТАЦИЯ
Направленность программы | Естественнонаучная |
Полное наименование общеразвивающей программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ботанический стартап» |
Цель программы | Сформировать у учащихся представление о взаимодействии в системе «природа-человек» и специализированные систематические знания в различных отраслях современной ботаники, познакомить с проектно-исследовательской деятельностью, развивать творческие способности, сформировать систему знаний и умений, необходимых для выбора ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации |
Вид программы | |
Количество часов | 84 (программа рассчитана на 1 год обучения) |
ФИО автора-составителя | Бондаренко Ангелина Александровна |
Сведения о педагоге, реализующем программу | Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО |
Режим занятий | Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа |
Аннотация программы | В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Ботанический стартап» определена потребностями ребёнка и его семьи в естественнонаучном образовании с одной стороны и социальным заказом общества на формирование творческой, критически мыслящей, самостоятельной личности, с другой. Программа «Ботанический стартап» ориентирована на учащихся подросткового возраста (13-16 лет), которые проявляют интерес к практической и исследовательской работе в различных отраслях современной ботаники и в сфере «зелёного» стартап-предпринимательства. Внедрение регионального компонента в теоретическую и практическую часть программы «Ботанический стартап» направленно на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона. Содержание программы «Ботанический стартап» организуется в систему трёх модулей, каждый из которых представляет собой логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Каждый модуль представляет собой совокупность естественнонаучного содержания и практико-ориентированной деятельности, реализуемой в форме участия в акциях и конференциях, творческого проекта, стартап-проекта или проектно-исследовательской работы, где объектом изучения выступают природа и составляющие её компоненты – объекты и явления растительного мира. Содержание модулей отвечает задачам профессионального самоопределения учащихся. В каждом модуле дана краткая характеристика конкретного вида профессиональной деятельности. Программа «Ботанический стартап» представляет собой дидактическую конструкцию, обустроенную соответствующим содержательным наполнением и методическим обеспечением, которая выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной «траектории» развития ребёнка, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Включение в программу «Ботанический стартап» информационно-коммуникационных и интерактивных технологий, обеспечивающих достижение прикладных предпрофессиональных и метапредметных умений, позволяют учащимся ориентироваться в мире профессий и в ситуации на рынке труда с учётом собственных интересов и возможностей. Ознакомление с общеобразовательной общеразвивающей программой естественнонаучной направленности «Ботанический стартап» представляет особый интерес для тех, кто находится в процессе ознакомления и освоения инновационными практиками в системе дополнительного естественнонаучного образования детей |
Основные разделы общеразвивающей программы | Содержание программы «Ботанический стартап» организуется в систему трёх модулей: - «Pro ботанику»; - «Ботаника: растим с любовью»; - «Зелёный стартап» |
Прогнозируемые результаты | В структуре планируемых результатов модульной программы выделяется два уровня их описания: 1. Планируемые результаты, описывающие ведущие целевые установки всей программы (личностные, метапредметные). Этот блок результатов характеризует основной, сущностный вклад программы в развитие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование познавательных потребностей учащихся. 2. Планируемые результаты по отдельным модулям программы ориентируют педагога в том, какой уровень освоения учебного материала и степень сформированности соответствующих умений и навыков ожидаются от учащихся в конкретной образовательной области. Данный уровень предполагает разработку различных вариантов результатов, их дифференциацию по содержанию и организации в зависимости от уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Результаты определяются в виде набора знаний, умений и навыков, которые должны быть у учащихся по окончанию изучения каждого модуля. В результате реализации программы «Ботанический стартап» необходимо обеспечить достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - приобретение целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и природном разнообразии; - усвоение основ экологической культуры в контексте признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - приобретение знаний о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - способность переживания и позитивного отношения к окружающему миру; - способность ответственного отношения к труду, общественно полезной деятельности; - принятие ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; - приобретение компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения; - способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и деятельности окружающих людей; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - участие в общественной жизни с учётом природных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей ближайшего окружения; - готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе внутренней мотивации к познавательной деятельности; - готовность и способность осознанного выбора и построения индивидуальной образовательной траектории с учётом ориентации на профессию; - овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими учащимися; - умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; - владение исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксирование информации; - приобретение компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
Периодичность и формы текущего контроля, промежуточной аттестации | В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля: - в начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение; - в течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических, творческих, проектных работ; - промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование. - итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование. Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней |