ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУМЕРАНГ»
АННОТАЦИЯ
Направленность программы | Естественнонаучная |
Полное наименование общеразвивающей программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологический бумеранг» |
Цель программы | Сформировать у учащихся представление о взаимодействии в системе «природа-общество», познакомить с основами экологических знаний, эколого-проектной деятельностью, развивать творческие способности, сформировать систему знаний и умений, необходимых для выбора ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации |
Вид программы | |
Количество часов | 168 (программа рассчитана на 1 год обучения) |
ФИО автора-составителя | Бондаренко Ангелина Александровна |
Сведения о педагоге, реализующем программу | Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО |
Режим занятий | Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа |
Аннотация программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический бумеранг» разработана в 2020 году. Отмечена на Всероссийском конкурсе дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ», получив звание лауреата (2020 г.). Ведущей целью дополнительного естественнонаучного образования является развитие естественнонаучной грамотности обучающихся. Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Разработка и реализация программы «Экологический бумеранг» определена потребностями ребенка и его семьи в естественнонаучном образовании с одной стороны и социальным заказом общества на формирование творческой, критически мыслящей, самостоятельной личности, с другой. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологический бумеранг» представляет собой дидактическую конструкцию, обустроенную соответствующим содержательным наполнением и методическим обеспечением, которая выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной «траектории» развития ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха», способствует самореализации личности ученика и педагога. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся. В программе «Экологический бумеранг» представлены разделы естественнонаучного содержания и разделы социокультурной практики, целевые ориентиры которых по совокупности направлены на полноценное проявление интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка в системе социальных отношений. Содержание разделов естественнонаучного цикла сформировано на основе базовых понятий дисциплин, изучающих закономерности и взаимосвязи в системе «природа-общество», а также направлений хозяйственной деятельности человека, связанных с освоением и преобразованием окружающей среды. Разделы практического преобразования социокультурного опыта учащихся, ориентированы на субъективный опыт и виды деятельности, определяющие оптимальные условия для самоопределения и развития индивидуальности каждого ребенка. Включение в программу «Экологический бумеранг» информационно-коммуникационных и интерактивных технологий, обеспечивающих достижение прикладных предпрофессиональных и метапредметных умений, позволяют вариативно действовать в динамично меняющихся условиях среды. Ознакомление с общеобразовательной общеразвивающей программой естественнонаучной направленности «Экологический бумеранг» представляет особый интерес для тех, кто находится в процессе ознакомления и освоения инновационными практиками в системе дополнительного естественнонаучного образования детей |
Основные разделы общеразвивающей программы | Включает в себя следующие разделы: Введение в образовательную программу; 1. Экостарт. Эффект экологического бумеранга; 2. Введение в эко-проектирование. Создание проектного офиса «ЭКОпорт»; 3. Законы системы «человек-природа». Исторический аспект; 4. Глобальная экологическая перспектива. Региональный аспект; 5. Экологические основы охраны природы. Экологический мониторинг; 6. Экология человека. Здоровый образ жизни; 7. Экология города. Комфортная среда проживания; 8. Социокультурный практикум. Проектная деятельность; 9. На пути к новой цивилизации; 10. Экологические профессии будущего. Атлас новых профессий; 11. Подведение итогов. Фестиваль «Калейдоскоп проектов»; 12. Школа «Экопроповедников» |
Прогнозируемые результаты | В результате реализации программы «Экологический бумеранг» необходимо обеспечить достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - приобретение целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и природном разнообразии; - усвоение основ экологической культуры в контексте признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - приобретение знаний о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - способность переживания и позитивного отношения к окружающему миру; - способность ответственного отношения к труду, общественно полезной деятельности; - принятие ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; - приобретение компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения; - способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и деятельности окружающих людей; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - участие в общественной жизни с учетом природных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей ближайшего окружения; - готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе внутренней мотивации к познавательной деятельности; - готовность и способность осознанного выбора и построения индивидуальной образовательной траектории с учетом ориентации на профессию; - овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими учащимися; - умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; - владение исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксирование информации; - приобретение компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты: - умение использовать базовые понятия для объяснения экологических связей в системе «природа-общество» в целях достижения устойчивого развития; - умение выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем; - умение анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности и в конкретной экологической ситуации, понимание взаимосвязи экологического и экономического вреда; - умение анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения; - умение определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами; - умение анализировать маркировку товаров и продуктов питания, с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности; - умение анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов; - умение оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях; - умение извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории; - умение моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов; - способность выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей |
Периодичность и формы текущего контроля, промежуточной аттестации | В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля: - в начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение; - в течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических, творческих, проектных работ; - промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование. - итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование. Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней |