«Экологический бумеранг»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУМЕРАНГ»

АННОТАЦИЯ

Направленность программыЕстественнонаучная
Полное наименование общеразвивающей программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологический бумеранг»
Цель программыСформировать у учащихся представление о взаимодействии в системе «природа-общество», познакомить с основами экологических знаний, эколого-проектной деятельностью, развивать творческие способности, сформировать систему знаний и умений, необходимых для выбора ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации
Вид программы
Количество часов168 (программа рассчитана на 1 год обучения)
ФИО автора-составителяБондаренко Ангелина Александровна
Сведения о педагоге, реализующем программуПедагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО
Режим занятийЗанятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Аннотация программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический бумеранг» разработана в 2020 году. Отмечена на Всероссийском конкурсе дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ», получив звание лауреата (2020 г.).
Ведущей целью дополнительного естественнонаучного образования является развитие естественнонаучной грамотности обучающихся. Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Разработка и реализация программы «Экологический бумеранг» определена потребностями ребенка и его семьи в естественнонаучном образовании с одной стороны и социальным заказом общества на формирование творческой, критически мыслящей, самостоятельной личности, с другой.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологический бумеранг» представляет собой дидактическую конструкцию, обустроенную соответствующим содержательным наполнением и методическим обеспечением, которая выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной «траектории» развития ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха», способствует самореализации личности ученика и педагога. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.
В программе «Экологический бумеранг» представлены разделы естественнонаучного содержания и разделы социокультурной практики, целевые ориентиры которых по совокупности направлены на полноценное проявление интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка в системе социальных отношений.
Содержание разделов естественнонаучного цикла сформировано на основе базовых понятий дисциплин, изучающих закономерности и взаимосвязи в системе «природа-общество», а также направлений хозяйственной деятельности человека, связанных с освоением и преобразованием окружающей среды. Разделы практического преобразования социокультурного опыта учащихся, ориентированы на субъективный опыт и виды деятельности, определяющие оптимальные условия для самоопределения и развития индивидуальности каждого ребенка.
Включение в программу «Экологический бумеранг» информационно-коммуникационных и интерактивных технологий, обеспечивающих достижение прикладных предпрофессиональных и метапредметных умений, позволяют вариативно действовать в динамично меняющихся условиях среды.
Ознакомление с общеобразовательной общеразвивающей программой естественнонаучной направленности «Экологический бумеранг» представляет особый интерес для тех, кто находится в процессе ознакомления и освоения инновационными практиками в системе дополнительного естественнонаучного образования детей
Основные разделы общеразвивающей программыВключает в себя следующие разделы:
Введение в образовательную программу;
1. Экостарт. Эффект экологического бумеранга;
2. Введение в эко-проектирование. Создание проектного офиса «ЭКОпорт»;
3. Законы системы «человек-природа». Исторический аспект;
4. Глобальная экологическая перспектива. Региональный аспект;
5. Экологические основы охраны природы. Экологический мониторинг;
6. Экология человека. Здоровый образ жизни;
7. Экология города. Комфортная среда проживания;
8. Социокультурный практикум. Проектная деятельность;
9. На пути к новой цивилизации;
10. Экологические профессии будущего. Атлас новых профессий;
11. Подведение итогов. Фестиваль «Калейдоскоп проектов»;
12. Школа «Экопроповедников»
Прогнозируемые результатыВ результате реализации программы «Экологический бумеранг» необходимо обеспечить достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- приобретение целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и природном разнообразии;
- усвоение основ экологической культуры в контексте признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- приобретение знаний о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- способность переживания и позитивного отношения к окружающему миру;
- способность ответственного отношения к труду, общественно полезной деятельности;
- принятие ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;
- приобретение компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения;
- способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и деятельности окружающих людей;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни с учетом природных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей ближайшего окружения;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе внутренней мотивации к познавательной деятельности;
- готовность и способность осознанного выбора и построения индивидуальной образовательной траектории с учетом ориентации на профессию;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими учащимися;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
- владение исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксирование информации;
- приобретение компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- умение использовать базовые понятия для объяснения экологических связей в системе «природа-общество» в целях достижения устойчивого развития;
- умение выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем;
- умение анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности и в конкретной экологической ситуации, понимание взаимосвязи экологического и экономического вреда;
- умение анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
- умение определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
- умение анализировать маркировку товаров и продуктов питания, с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- умение анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
- умение оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
- умение извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
- умение моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
- способность выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей
Периодичность и формы текущего контроля, промежуточной аттестацииВ ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля:
- в начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение;
- в течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических, творческих, проектных работ;
- промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.
- итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование.
Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней