«Палитра юных защитников природы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПАЛИТРА ЮНЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»

АННОТАЦИЯ

Направленность программыХудожественная
Полное наименование общеразвивающей программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра юных защитников природы»
Цель программыСоздание условий для самореализации, формирования экологической культуры гармонично развитой социально ответственной личности средствами художественного творчества
Вид программыАвторская
Количество часов86 (программа рассчитана на 1 год обучения)
ФИО автора-составителяСундеева Ирина Николаевна
Сведения о педагоге, реализующем программуОбразование: высшее, Орловский государственный педагогический институт (1989 г.).  
Специальность: учитель изобразительного искусства, черчения, трудового обучения.
Общий стаж: 26 лет.
Стаж педагогической работы: 23 года (в ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО - 20 лет).
Высшая квалификационная категория.
Наличие наград:
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Диплом I степени III Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике (2011 г.);
- Диплом лауреата I степени IX Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» (2012 г.);
- Диплом лауреата I степени X Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» (2013 г.);
- Диплом I степени VI Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической культуре (2013 г.);
- Диплом I степени областного этапа X Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2012 г.);
- Диплом Лауреата I степени XV Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» (2015 г.);
- Почётная грамота Областного Совета депутатов и Администрации Липецкой области (2015 г.),
- Почётная грамота управления экологии и природных ресурсов Липецкой области за большой вклад в формирование экологической культуры подрастающего поколения ( 2016 г.);
- Диплом победителя Всероссийского конкурса «Фестиваль педагогического мастерства» в номинации «за эффективную реализацию педагогических технологий, направленных на сохранение культурного разнообразия» ( 2016 г.);
- Диплом Победителя III Всероссийского конкурса презентаций по экологической культуре «Родная природа» (2017 г.);
- Диплом II степени III Всероссийского конкурса презентаций по экологической культуре «Родная природа» (2017 г.);
- Почётная грамота Главы администрации Липецкой области за многолетний добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником - Днём эколога (2017 г.)
Режим занятийЗанятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Аннотация программы
Основные разделы общеразвивающей программы
Прогнозируемые результатыВ результате реализации программы «Палитра юных друзей природы» необходимо обеспечить достижение обучающимися следующих предметных, метапредменых и личностных результатов:
Предметные результаты:
- базовые знания о культурном и природном наследии народов России;
- естественнонаучная функциональная грамотность базового уровня;
- знания об окружающем мире, богатстве и разнообразии флоры и фауны России,
целостности и взаимосвязи природных комплексов родного края;
- знание некоторых техник и материалов изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- знание некоторых видов декоративно-прикладного искусства, истории их возникновения и развития;
- знание названий основных, составных, дополнительных цветов;
- знание правил, законов и основных понятий рисунка, живописи, композиции (симметрия, асимметрия, свет и светотень, «тёплые» и «холодные» цвета, контрастные цвета, линейная и воздушная перспектива, гармония, колорит, нюанс,
ритм, символ, стилизация и т.д.);
- знание принципов построения композиции натюрморта, пейзажа;
- знание этапов работы над тематической композицией;
- знание технологии изготовления простейших панно и объёмных изделий;
- знание классификации, свойств и способов их художественной обработки различных природных материалов;
- знание правил техники безопасности и гигиены при работе необходимыми инструментами и материалами;
- знание правил организации рабочего места;
- знание инструментов и дополнительных материалов, используемых в работе;
- знание правил оформления выставочных композиций.
Метапредметные результаты:
- умение использовать полученные знания об окружающем мире, богатстве и разнообразии флоры и фауны при создании творческих работ;
- умение выражать своё отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приёмы для передачи своих чувств;
- умение правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности;
- владение основами изобразительной грамоты: правилами смешения цветов, получения составных цветов, а также более тёмных и светлых оттенков; свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; передавать в рисунке, живописи простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- умение правильно работать гуашевыми и акварельными красками (разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность);
- умение правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги, карандаш, кисть;
- умение различать оттенки цвета в природе и определять основные признаки времён года;
- умение свободно применять в своей речи терминологию изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- владение начальными практическими навыками работы в некоторых техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- владение начальными практическими навыками заготовки, обработки и хранения различных природных материалов;
- умение пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, солёное тесто);
- умение пользоваться простейшими приёмами художественной обработки бумаги;
- умение комбинировать природные и художественные материалы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора при поэтапном выполнении художественных изделий и познавательной деятельности;
- умение оформлять выставочные работы;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата деятельности;
- формирование самокритичного отношения в вопросе оценки качества изделия;
- формирование у детей чувства цвета, пропорции, моторики рук, глазомера;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные результаты:
- приобретение целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и природном разнообразии;
- усвоение основ экологической культуры в контексте необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- формирование способности переживания и позитивного отношения к окружающему миру;
- приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребёнка;
- формирование экологической и эстетической культуры;
- формирование умения видеть многообразие окружающего мира;
- формирования экологического мышления о целостности и взаимосвязи природных комплексов родного края
Периодичность о формы текущего контроля, промежуточной аттестацииНа протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:
- Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребёнка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей,
обеспечивает их эмоциональное благополучие.
- Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
- Контрольные работы на время устраиваются для проверки полученных навыков по различным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства, самостоятельного выполнения простейшего изделия.
- Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполненную работу (например, выполнение коллективной работы). От качества выполняемого каждым ребёнком фрагмента зависит качество коллективной работы.
- Занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ предусматриваются после прохождения нескольких тем или модулей.
- Программой предусмотрено проведение психолого-педагогического диагностирования, позволяющего дать оценку результатам осуществляемой образовательной деятельности. Данная работа предполагает исследование социального
благополучия детей, их психологического состояния, отслеживание степени усвоения знаний, сформированности умений, навыков по основным модулям программы обучения, а также уровня воспитанности и развития психологических свойств личности.
Обследование проводится в системе разнообразных срезов и форм аттестаций:
а) входного контроля (анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение);
б) промежуточной аттестации (мини-выставки обязательных работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в обязательных творческих
конкурсах);
в) итоговой аттестации (защита проектов, личные выставки, рефераты об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве).
Данные всех обследований заносятся в индивидуальную карту обучающегося, которая составляется на начало, середину и конец учебного года. По результатам аттестации обучающихся выясняется уровень освоения ими программы