Детское объединение “Путешествие в мир экологии”

Аннотации к рабочей программе "Путешествие в мир экологии"

Направленность программы   естественнонаучная
Полное наименование общеразвивающей программы     «Путешествие в мир экологии»
Цель программы  
Вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Количество часов 672.
ФИО автора-составителя   Хлопкова Наталья Александровна
Сведения о педагоге, реализующем программу   педагог дополнительного образования 1 категории ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО
Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Аннотация программы   Одним из важных средств осуществления целенаправленности и организованности инновационных процессов в дополнительном образовании детей является программное обеспечение образовательного процесса. Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как инновационной практики в системе дополнительного образования детей является модульный принцип построения ее содержания. Программа «Путешествие в мир экологии» это дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня. Она предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (1-4 классы). Программа рассчитана на 144 ч в год (2 ч в неделю). Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов знаний из области гуманитарно-эстетических и математических дисциплин. Модульная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в мир экологии» может быть рекомендована руководителям общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, заместителям директоров, методистам, педагогам дополнительного образования, учителям предметов естественнонаучного цикла, студентам педагогических ВУЗов, участвующих в межведомственном взаимодействии учреждений и интересующихся инновационными практиками в системе дополнительного естественнонаучного образования детей. Цель – формирование у учащихся представления о пространственно-временном взаимодействии природы-общества-собственного «Я» на основе освоения экосистемной познавательной модели, опыта рефлексивно-оценочной, эколого-проектной деятельности и системы знаний и умений, необходимой для выбора ценностей собственной жизнедеятельности.   Основные задачи, которые позволяет решать данная программа: развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира; формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе; изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука); формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.   Использование программы «Путешествие в мир экологии» для организации занятий во внеурочной деятельности.   Освоение программы по учебным предметам в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов: — личностных — развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы; — метапредметных— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме —в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; — предметных — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.  
Основные разделы общеразвивающей программы Модуль 1. Мир который нас окружает. Модуль 2. Пишем вместе радужную книгу. Модуль 3. Школа юного эколога. Модуль 4. Природа – гениальный изобретатель. Модуль 5. Природные взаимосвязи. Модуль 6. Что такое экологическая система? Модуль 7. Окружающая среда современного человека. Модуль 8 Как возникают и как решаются экологические Проблемы Модуль 9.  Экологическая викторина. Модуль 10 Чем опасны отходы и как с ними бороться Модуль 11 Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас?  
Прогнозируемые результаты Планируемые результаты 1 год обучения 1 модуль Будут знакомы: • с временами года, явлениями природы; • органами чувств человека; • световыми явлениями в природе, цветами радуги; Будут понимать: • гармонию природы; • что искусство взаимосвязано с окружающим миром; • необходимость охраны природы; • причинно-следственные связи явлений в природе. Будут уметь: • определять форму, запах, вкус, звуки, цвета и их оттенки.   2 модуль Будут знакомы: • происхождением красок. Будут понимать: • необходимость охраны природы; • причинно-следственные связи явлений в природе. Будут уметь: • работать с ножницами, клеем, красками; • придумывать слова-эпитеты к эмоциональному восприятию цвета, звуков и форм; • вести диалог. 3 модуль Будут знакомы: •с правилами поведения в природе; •с оборудованием для выполнения наблюдений: лупой, компасом, биноклем) •с планом местности. Должны понимать: • назначение специальных приборов. Должны уметь: • вести дневник наблюдений.   4 модуль Будут знакомы: • что такое симметрия • с видами симметрии, спирали. Должны понимать: •зависимость особенностей внешнего строения организмов от среды обитания.   Должны уметь: •находить виды симметрий и спиралей в биологических объектах.   5 модуль Будут знакомы: • с простейшей классификацией экологических взаимосвязей; • традиционными народными промыслами. Должны понимать: • взаимосвязи между объектами живой и наживой природы. Должны уметь: • изготавливать простейшие игрушки из соломки.   6 модуль Будут знакомы: • с понятиями «система», «элемент»; • с типами природных экосистем (наземной и водной); • с многообразием экологических связей в природе. Должны понимать: • различия между материальными и духовными потребностями. Должны уметь: •провести «домашнюю инвентаризацию».   7 модуль Будут знакомы: • с экологическими проблемами города; • с особенностями жизни в городе и селе.                Должны понимать: • какие условия лежат в принципах выбора места основания населённых пунктов. Должны уметь: • определять загрязнения воздуха по количеству частиц пыли.   8 модуль Будут знакомы: • с экологическими проблемами своего города. Должны понимать: • необходимость бережного отношения к природе. Должны уметь: • выявлять нарушенные территории (свалки, пустыри).   9 модуль Будут знакомы: • с наукой «экологией» и «экономикой». Должны понимать: • проблемы отходов в современном мире. Должны уметь: •разрабатывать мероприятия для защиты конкретного места.   10 модуль Будут знакомы: • с опасностью от бытовых отходов; • с понятием «рециклинг», «компостирование», «утилизация». Должны понимать: • необходимость утилизации ТБО. Должны уметь: • изготавливать простейшие мини-компостеры.   11 модуль Будут знакомы: • с различными профессиями в области экологии. Должны понимать: • правила сохранения нашей планеты. Должны уметь: • представить свой проект.
Периодичность о формы текущего контроля, промежуточной аттестации В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля: - входной контроль. Осуществляется в начале учебного года для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – игровое тестирование, устный опрос, тестирование, анкетирование; - текущий контроль. Позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации – педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование. - контроль по итогам изучения раздела. Формы аттестации - устный контрольный опрос, тестирование, викторина, игра, презентация и отчёт по работе. Данный вид контроля позволяет определить изменения в уровне развития учащихся, их творческих способностей, ориентирование учащихся (в том числе и самостоятельное) обучение, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения; - промежуточная аттестация. Проводится в середине учебного года; - итоговая аттестация. Проводится по окончании учебного года или целой программы. Формы аттестации – защита научно-исследовательской работы, отчёт и презентация работы, выставка образцов. Также возможными вариантами аттестации являются такие формы контроля как конференция, конкурс, фестиваль, тестирование, анкетирование и прочие. Отслеживание результатов деятельности по программе также проводится через анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей) и по результатам участия в творческих конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, исследовательских конференциях, молодёжных проектах. Индивидуальная и групповая работа учащихся отслеживается через их участие в экскурсиях, конкурсах, тренингах, диспутах, учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.

информацию по темам занятий можно найти в нашей группе ВК: https://vk.com/topic-153891361_40434275

Разработка занятия для групп 4-5 по теме: "Учимся решать экологические задачи" в нашей группе ВК: https://vk.com/topic-153891361_40434275?_smt=board%3A2

Занятие для групп № 4-5 по теме "г. Липецк. Животный мир" в нашей группе ВК: https://vk.com/topic-153891361_40434275

Материалы для групп 4 и 5 в нашей группе ВК: https://vk.com/topic-153891361_40434275?offset=20