Зеркало природы

Аннотация к рабочей программе «Зеркало природы»

Направленность программы естественнонаучная
Полное наименование общеразвивающей программы Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная  программа естественнонаучной направленности «Зеркало природы»
Цель программы экологическое образование и воспитание, нравственное совершенствование, формирование духовного мира, гармоничного развития личности средствами художественного творчества
Вид программы авторская
Количество часов 72
ФИО автора-составителя Сундеева Ирина Николаевна
Сведения о педагоге, реализующем программу Образование: высшее, Орловский государственный педагогический институт, 1989 г.;

Специальность: учитель изобразительного искусства, черчения, трудового обучения.

Общий стаж: 26 лет;

стаж педагогической работы: 23 года;

в данном учреждении: 20 лет.

Высшая квалификационная категория;

Наличие наград:

- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;

- Диплом I степени III Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике (2011 г.);

- Диплом лауреата I степени IX Всероссийского конкурса педагогов "Образовательный потенциал России" (2012 г.);

- Диплом лауреата I степени X Всероссийского конкурса педагогов "Образовательный потенциал России" (2013 г.);

- Диплом I степени VI Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической культуре (2013 г.);

- Диплом I степени областного этапа X Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2012 г.);

- Диплом Лауреата I степени XV Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» (2015 г.);

- Почётная грамота Областного Совета депутатов и Администрации Липецкой области (2015 г.),

- Почётная грамота управления экологии и природных ресурсов Липецкой области за большой вклад в формирование экологической культуры подрастающего поколения ( 2016 г.);

- Диплом победителя Всероссийского конкурса «Фестиваль педагогического мастерства» в номинации «за эффективную реализацию педагогических технологий, напрвленных на сохранение культурного разнообразия» ( 2016 г.);

- Диплом Победителя III Всероссийского конкурса презентаций по экологической культуре «Родная природа» (2017 г.);

- Диплом II степени III Всероссийского конкурса презентаций по экологической культуре «Родная природа» (2017 г.);

- Почётная грамота Главы администрации Липецкой области за многолетний добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником - Днём эколога. (2017 г.).

Режим занятий 72 часа в год,

в неделю - 2 часа с периодичностью 7 дней

Аннотация программы Уровень рабочей программы к дополнительной общеразвивающей общеобразовательной  программе естественнонаучной направленности «Зеркало природы» предусмотрен для учащихся, получающих начальное общее образование.

В дополнительную    общеобразовательную общеразвивающую программу "Зеркало природы" внесены необходимые изменения: сокращено количество учебных часов в каждом разделе содержательной части программы. Это вызвано потребностями детских коллективов, занимающихся по данной программе.

Задачи обучения по рабочей программе «Зеркало природы»:

Образовательные (предметные):

·        знакомство с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения и развития;

·        обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;

·        знакомство с некоторыми техниками и материалами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

·        знакомство с различными природными материалами и способами их художественной обработки;

·        пополнение сведений учащихся об окружающем мире, богатстве и разнообразии флоры и фауны;

·        формирования экологического мышления о целостности и взаимосвязи природных комплексов родного края;

·        обучение правильному обращению с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.

 

Метапредметные:

·        развитие интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

·        приобретение начальных практических навыков заготовки, обработки и хранения   различных природных материалов;

·        приобретение начальных практических навыков работы в некоторых техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

·        формирование способности к самоконтролю поэтапного выполнения изделий;

·        формирование самокритичного отношения в вопросе оценки качества изделия;

·        развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребёнка;

·        формирование у детей чувства цвета, пропорции, моторики рук, глазомера;

·        формирование экологической и эстетической культуры;

·        развитие умения видеть многообразие окружающего мира.

 

Личностные:

·        воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

·        воспитание любви к природе, необходимости её охраны;

·        формирование интереса к народному искусству и культуре;

·        воспитание умения видеть красоту окружающей природы и возможности показать это средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

·        воспитание усидчивости, терпения, настойчивости, аккуратности;

·        смещение акцента на практическую направленность преподаваемых дисциплин, раннее вовлечение обучающихся в практическую, трудовую и творческую деятельность;

·        сочетание дифференцированного подхода в становлении творческой личности обучающихся с развитием коллективного мышления, способностей и умения общения в коллективе единомышленников.

 

Формы занятий:

·        игровые мероприятия (познавательные игры, викторины и др.);

·        интегрированные занятия;

·        мастер-классы;

·        практикумы,

·        беседы, вечера, посвященные отдельным видам, жанрам, эпохам, техникам в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;

·        выставки;

·        конкурсы;

·        экскурсии на выставки;

·        огоньки;

·        вечера отдыха;

·        прогулки;

·        поездки;

·        походы для сбора природного материала;

·        экологические и трудовые десанты;

·        подготовка и оформление различных мероприятий.

·        рисование с натуры;

·        рисование на заданные темы по памяти и по представлению;

·        декоративное рисование;

·        аппликация из бумаги, природного материала;

·        лепка из пластилина, солёного теста;

·        выполнение флористических композиций;

·        беседы об изобразительном искусстве;

·        занятия-праздники.

Основные разделы общеразивающей программы 1. Введение в образовательную программу.

2. Рисование с натуры и по представлению.

3. Рисование на темы и иллюстрирование.

4. Работа с бумагой.

5. Флористические коллажи из природных материалов.

6. Оформительская деятельность.

7. Итоговые занятия.

8.Культурно-досуговая деятельность

Прогнозируемые результаты Реализация программы в 2016-2017 учебном году позволила учающимся

знать:

·        правила техники безопасности и гигиены при работе необходимыми инструментами и материалами;

·        правила организации рабочего места;

·        инструменты и дополнительные материалы, используемые в работе;

·        названия основных, составных, дополнительных цветов;

·        правила смешения цветов, получение составных цветов, а также более тёмных и светлых оттенков;

·        этапы работы над тематической композицией;

·        классификацию, свойства, приёмы заготовки природных материалов;

·        свойства художественных и природных материалов;

·        терминологию изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

·        приёмы  и виды работы с природными материалами;

·        технологию изготовления простейших панно и объёмных изделий;

·        правила  оформления выставочных композиций;

 

уметь:

·        правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги, карандаш, кисть;

·        свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

·        передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

·        уметь различать оттенки цвета в природе и определять основные признаки времён года;

·        уметь выражать своё отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приёмы для передачи своих чувств;

·        правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;

·        выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

·        применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений;

·        пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, солёное тесто);

·        пользоваться простейшими приёмами аппликации;

·        передавать свои чувства, полученные от общения с природой, в рисунках и поделках;

·        владеть приёмами первичной обработки природных материалов;

·        комбинировать природные материалы;

·        свободно применять в своей речи терминологию изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

·        оформлять выставочные работы.

 

Периодичность и формы текущего контроля, промежуточной аттестации На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

·        Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного.

 

·        Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

·        Контрольные работы на время устраиваются для проверки полученных навыков по различным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства, самостоятельного выполнения простейшего изделия.

·        Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполненную работу (например, выполнение коллективной работы). От качества выполняемого каждым ребёнком фрагмента зависит качество коллективной работы.

 

·        Занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ предусматриваются после прохождения нескольких  тем.

 

·        Программой предусмотрено проведение психолого-педагогического диагностирования, позволяющего дать оценку результатам осуществляемой образовательной деятельности. Данная работа предполагает исследование социального благополучия детей, их психологического состояния, отслеживание степени усвоения знаний, умений, навыков по основным разделам программы обучения, а также уровня воспитанности и развития психологических свойств личности.

 

Обследование проводится в системе разнообразных срезов и форм аттестаций:

а) входного контроля (тесты, опрос);

б) промежуточной аттестации (мини-выставки обязательных работ по пройденным   темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в обязательных творческих конкурсах);

в) итоговой аттестации (защита проектов, личные выставки, рефераты об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве).

Данные всех обследований заносятся в индивидуальную карту учащегося и технологическую таблицу, которые составляется на начало и конец учебного года.

Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в начале и в конце учебного года.