Аннотация к рабочей программе «Мир загадок природы»

Программа:

Направленность программыестественнонаучная
Полное наименование общеразвивающей программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир загадок природы»
Цель программыформирование основ экологического сознания и экологической культуры, а так же формирование и развитие психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков, создание условий для личностного развития, обучения и воспитания учащихся.
Вид программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Количество часов168
ФИО автора-составителяТимонина Юлия Сергеевна
Сведения о педагоге, реализующем программупедагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО
Режим занятийЗанятия проводятся с группой 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа (168 часов в год). Количество детей в группе 12-15 человек.
Аннотация программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир загадок природы» разработана в 2020 году   Цель программы: формирование основ экологического сознания и экологической культуры, а так же формирование и развитие психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков, создание условий для личностного развития, обучения и воспитания учащихся. Задачи: Образовательные: · формирование знаний о природе, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; Развивающие: · развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; · развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; · развитие коммуникативных навыков: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение других; Воспитательные: · воспитание у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.   Новизна и отличительная особенность программы заключается в практической части. Она построена таким образом, что позволяет узнать не только много нового и интересного об окружающем мире, но и способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка: формирование коммуникативных и социальных навыков, развитие навыков контроля и самоконтроля, формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, развитие психических познавательных процессов. Конвергентные занятия объединяют несколько видов деятельности по разным предметам. Это повышает уровень знаний, расширяет их информативную емкость, способствует развитию интереса к предмету, повышает творческий потенциал детей. В рамках такого подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, художественно-эстетические; логикоматематические; естественно-научные. Большое значение в практической части уделяется играм. Использование развивающих игр на занятиях позволяют сделать их более увлекательными для детей. Такие игры выполняют сразу несколько задач, с одной стороны это игра, которая создаёт атмосферу радости и творчества, с другой, целенаправленное развитие психологических способностей 6 учащихся. С помощью игры можно развивать умение хорошо и быстро запоминать, размышлять, уметь понять абстрактную мысль, «увидеть» неочевидное. В развивающих играх удается объединить два главных принципа обучения от простого к сложному и "самостоятельно по способностям", что позволяет увлечь игрой не только малыша, но и взрослого человека. Реализация такого обучения предполагает, что во первых, представление обучающегося о мире должно стать единым и целостным, а во вторых, позволит овладеть большим количеством навыков, знаний и умений, для гармоничного развития личности.   Актуальность. Актуальность экологического воспитания и обучения в настоящее время неоспорима. В мире технического прогресса, когда человек думает в большей части о материальных ценностях и о собственном комфорте, забывается, что он часть природы. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование нового экологического мировоззрения, экологической культуры у детей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Цель экологического образования и воспитания – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Формирование экологических знаний необходимо начинать с раннего возраста, так как именно в нем закладываются основы мировоззрения 4 человека, формируется его отношение к окружающему миру. Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Формирование у детей экологической культуры невозможно без усвоения элементарных научных знаний о природе, которые предусмотрены данной программой. Поэтапное изучение модулей программы «Мир загадок природы», позволяет сформировать у обучающихся целостное представление о природе, месте и роли человека в ней, способствует пониманию экологических проблем, вставших сейчас перед человечеством.   Педагогическая целесообразность. Более младший возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоциональночувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.
Модули общеразвивающей программы  Программа рассчитана на 1 год обучения. Включает в себя 6 модулей: «Мир, в котором мы живем»,  «Источники жизни», «Календарь природы», «В мире растений», «В мире животных», «Клуб почемучек».
Прогнозируемые результатыВ результате реализации программы необходимо обеспечить достижение учащимися следующих личностных и метапредметных результатов:   Личностные результаты: - приобретение целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и природном разнообразии; - усвоение основ экологической культуры в контексте признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - приобретение знаний о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - способность переживания и позитивного отношения к окружающему миру; - способность ответственного отношения к труду, общественно полезной деятельности; - принятие ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; - способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и деятельности окружающих людей; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; - приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе внутренней мотивации к познавательной деятельности; - овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.   Метапредметные результаты - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими учащимися; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - владение устной и письменной речью; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; - владение исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксирование информации.
Периодичность и формы текущего контроля, промежуточной аттестацииВ ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля – входной, текущий, аттестация по завершению программы. В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение. В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала. Формы аттестации (контроля) - беседа, опрос, педагогическое наблюдение, анализ практических творческих работ. Аттестация по завершению программы проводится по окончанию учебного года, как проверка освоения программы. Цель ее проведения – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся. Формы аттестации (контроля) – творческие задания, контрольные задания, тестирование.