Аннотации к рабочей программе «Экологический бумеранг»

Направленность программы  Естественнонаучная
Полное наименование общеразвивающей программы    «Экологический бумеранг»
Цель программыСформировать у учащихся представление о взаимодействии в системе «природа-общество», познакомить с основами экологических знаний, эколого-проектной деятельностью, развивать творческие способности, сформировать систему знаний и умений, необходимых для выбора ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.
Вид программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Количество часов168
ФИО автора-составителя  Бондаренко Ангелина Александровна
Сведения о педагоге, реализующем программу  Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО
Режим занятийЗанятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Аннотация программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический бумеранг» разработана в 2020 году. Отмечена на Всероссийском конкурсе дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности «БиоТОП ПРОФИ» и получила звание лауреата (2020 г.). Цель программы – сформировать у учащихся представление о взаимодействии в системе «природа-общество», познакомить с основами экологических знаний, эколого-проектной деятельностью, развивать творческие способности, сформировать систему знаний и умений, необходимых для выбора ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации. Задачи: усвоение объема знаний о природе, обеспечивающего выбор собственной жизнедеятельности в согласованности с нравственно-социальными ценностями общества; совершенствование умений оценивать сложную систему взаимосвязей природы и человека;формирование готовности к активной деятельности по сохранению окружающей среды и ее культурному преобразованию;воспитание гражданственности и патриотизма, путем привлечения подрастающего поколения к экологическим социально-значимым проектам;овладение творческими способами решения научных и жизненных проблем. Новизна программы. Программа ориентирована на освоение социально-экологических практик обучающихся по трем направлениям: проектно-исследовательское, организационно-управленческое, творческое. Все образовательные блоки программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но прежде всего формирование практических навыков. Выполнение практических заданий способствует развитию у детей творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию как гражданина своей Родины. Актуальность программы. Многочисленные исследования показывают, что обладание проектным мышлением обеспечивает высокую степень конкурентоспособности, адаптации личности в быстро изменяющихся условиях окружающей действительности. В связи с этим реализация проектной деятельности в образовательной практике имеет ключевое значение для развития у школьников современных компетенций, формирования у них базовых знаний, умений и навыков в соответствии с научно-технологическими приоритетами страны. Это определяет актуальность программы «Экологический бумеранг», которая направлена на решение задач позитивной социализации подрастающего поколения за счет освоения социальных практик в экологически ориентированной, природоохранной деятельности. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что онанаправлена на развитие познавательной активности обучающихся и требует введения разнообразных способов подачи теоретического материала, в том числе с применением дистанционных технологий. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению, развитию компетентностей в ходе проектной и научно-исследовательской деятельности. Отличительная особенность программы состоит в следующем: расширение компетентностных практик, ориентация на решение конкретных ситуационных проблем в области взаимодействия человека и окружающей среды, в том числе учащиеся знакомятся и исследуют экологические проблемы своего региона;решение задач о профессиональном самоопределении обучающихся при освоении социальных практик в экологически ориентированной, природоохранной деятельности;включение в содержательный компонент программы информационно-коммуникационных и интерактивных технологий, обеспечивающих достижение прикладных предпрофессиональных и метапредметных умений, позволяющих вариативно действовать в динамично меняющихся условиях среды. В рамках реализации программы «Экологический бумеранг» предусматривается партнерское взаимодействие с педагогами образовательных учреждений, общественными организациями и детскими общественными объединениями; со сферами науки, культуры, сельского и лесного хозяйства регионального уровня.  
Основные разделы общеразивающей программыПрограмма рассчитана на 1 год обучения. Включает в себя следующие разделы: Введение в образовательную программу;Экостарт. Эффект экологического бумеранга;Введение в эко-проектирование. Создание проектного офиса «ЭКОпорт»;Законы системы «человек – природа». Исторический аспект;Глобальная экологическая перспектива. Региональный аспект;Экологические основы охраны природы. Экологический мониторинг;Экология человека. Здоровый образ жизни;Экология города. Комфортная среда проживания;Социокультурный практикум. Проектная деятельность;На пути к новой цивилизации;Экологические профессии будущего. Атлас новых профессий;Подведение итогов. Фестиваль «Калейдоскоп проектов»;Школа «Экопроповедников».  
Прогнозируемые результатыВ результате реализации программы необходимо обеспечить достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: приобретение целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и природном разнообразии;усвоение основ экологической культуры в контексте признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;приобретение знаний о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; способность переживания и позитивного отношения к окружающему миру;способность ответственного отношения к труду, общественно полезной деятельности;принятие ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;приобретение компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения;способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и деятельности окружающих людей;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;участие в общественной жизни с учетом природных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей ближайшего окружения; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе внутренней мотивации к познавательной деятельности;готовность и способность осознанного выбора и построения индивидуальной образовательной траектории с учетом ориентации на профессию;овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими учащимися;умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;владение исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксирование информации; приобретение компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты: умение использовать базовые понятия для объяснения экологических связей в системе «природа-общество» в целях достижения устойчивого развития;умение выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем;умение анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности и в конкретной экологической ситуации, понимание взаимосвязи экологического и экономического вреда;умение анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;умение определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;умение анализировать маркировку товаров и продуктов питания, с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности;умение анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;умение оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;умение извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;умение моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;способность выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.  
Периодичность о формы текущего контроля, промежуточной аттестацииВ ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля: входной контроль, который осуществляется в начале учебного года для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение;текущий контроль, который проводится в течение учебного года и позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических, творческих, проектных работ;промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование. Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.