Аметист

Аннотации к рабочей программе «Аметист»

Направленность программы
естественнонаучная
Полное наименование общеразвивающей программы

«Аметист»
Цель программыразвить и углубить интересы у учащихся к геологическим наукам, помочь им овладеть их основами и научить применять геологические знания на практике
Вид программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Количество часов576
ФИО автора-составителя
Шепелина Олеся Германовна
Сведения о педагоге, реализующем программу
педагог дополнительного образования 1 категории ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО
Режим занятийЗанятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Второй и третий год учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год)
Аннотация программыДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аметист» разработана в 2009 году с учётом опыта работы детских геологических объединений Российской Федерации. Цель программы – развить и углубить интересы у учащихся к геологическим наукам, помочь им овладеть их основами и научить применять геологические знания на практике. Задачи: - образовательные: обучить учащихся началам геологии (динамической, исторической, минералого-петрографической, гидрогеологии) и основным понятиям по минеральным ресурсам преимущественно на краеведческом (региональном) материале; ознакомить с воздействием человека на геологическую среду в ходе хозяйственной деятельности и возможными реакциями геологической среды на эти воздействия; обучить универсальным принципам исследовательского подхода и методам геологических полевых и камеральных исследований, доступных детям; - воспитательные: привить учащимся навыки работы в коллективе, умение жить и работать в экспедиционных условиях; способствовать развитию нравственной составляющей личности ребенка; - развивающие: способствовать полноценному развитию мышления и воображения учащегося; выработать умения и навыки для применения их в повседневной жизни ребенка. Новизна программы заключается в специфически выстроенном комплексе теоретических знаний; выборе и порядке построения тем и разделов; методическом обеспечении практических и лабораторных работ; внедрении в программу краеведческого аспекта; разработанном комплексе дидактических материалов, методических пособий, оригинальной специально разработанной системы контрольно-оценочных материалов. Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представление о Земле как о комическом и геологическом теле, тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Геологическое образование важно не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом, так как направлено на образование будущих родителей, способных привить у своих детей интерес к естественно-исследовательской деятельности. Образовательный процесс направлен на формирование экологической культуры личности. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации учащиеся овладеют знаниями, умениями и навыками, которые направлены на разрешение геоэкологических, социокультурных проблем современности. Отличительная особенность программы заключается в том, что в системе дополнительного образования занятия с детьми позволяют познакомить школьников с разнообразием мира минералов, горных пород и полезных ископаемых, средой их распространения и возможными последствиями, которые могут возникнуть при бесцеремонном вмешательстве в геологическую среду. Это способствует необходимости осознания осторожного отношения к геологической среде, прогноза и учета возможных последствий при любом типе использования ее в народно-хозяйственных целях. Геологическое образование вне школьной программы позволяет развивать не только познавательную, но и исследовательскую деятельность ребят. В ходе обучения перед учащимися ставятся учебные исследовательские задачи, соответствующие уровню развития ребенка, в ходе которых он знакомится с проблемами геологической науки и методами их решения. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Аметист» направлено на углубление геологических знаний школьников, на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию, создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Программа построена с учетом учебных программ по географии, химии и биологии для 5 – 9 классов, возрастных особенностей детей, наличия учебно-наглядных пособий, материальной базы (рабочая и выставочная коллекция минералов, горных пород и ископаемых), с учетом создания необходимых условий для активного отдыха и эмоциональной разгрузки детей. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Аметист» направлено на углубление геологических знаний школьников, на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию, создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Программа построена с учетом учебных программ по географии, химии и биологии для 5 – 9 классов, возрастных особенностей детей, наличия учебно-наглядных пособий, материальной базы (рабочая и выставочная коллекция минералов, горных пород и ископаемых), с учетом создания необходимых условий для активного отдыха и эмоциональной разгрузки детей.

Основные разделы общеразивающей программыПрограмма рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения «Введение в геологию». Включает в себя разделы по изучению истории планеты Земля; минералов, горных пород и полезных ископаемых, геологических процессов, протекающих на планете; геологических памятников природы Липецкой области, а также раздел, посвященный подготовке юных геологов к геологическим практикам. Второй году обучения «Основы геологии». Включает в себя разделы занимающиеся изучением геологии Липецкой области, основы динамической геологии и петрографии, гидрогеологии, а также раздел подготовки юных геологов к полевым работам. Третий год обучения «Исследовательская работа в геологии». Включает в себя разделы, связанные с обработкой материалов летних практик, особенностями построения геологических карт и разрезов, изучением методов поиска полезных ископаемых, методов исследований и обработки геологических данных. Рассматривает вопросы геологии в 21 веке, взаимосвязи геологии и экологии. Большое количество часов курса посвящено написанию и оформлению исследовательской работы.
Прогнозируемые результатыПо окончании программы учащиеся должны: - свободно владеть геологическими понятиями и научными терминами, основами знаний разных разделов геологии; - владеть знаниями о геологических процессах, протекающих на планете Земля; - уметь определять по внешним признакам минералы и горные породы, ископаемые остатки; - уметь пользоваться, обрисовывать тематические (в т.ч. геологические) карты, строить геологические разрезы; - овладеть навыками исследовательской работы.
Периодичность о формы текущего контроля, промежуточной аттестацииВ ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля: - входной контроль. Осуществляется в начале учебного года для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – игровое тестирование, устный опрос, тестирование, анкетирование; - текущий контроль. Позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации – педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование. - контроль по итогам изучения раздела. Формы аттестации - устный контрольный опрос, тестирование, викторина, игра, презентация и отчёт по работе. Данный вид контроля позволяет определить изменения в уровне развития учащихся, их творческих способностей, ориентирование учащихся (в том числе и самостоятельное) обучение, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения; - промежуточная аттестация. Проводится в середине учебного года; - итоговая аттестация. Проводится по окончании учебного года или целой программы. Формы аттестации – защита научно-исследовательской работы, отчёт и презентация работы, выставка образцов. Также возможными вариантами аттестации являются такие формы контроля как конференция, конкурс, фестиваль, тестирование, анкетирование и прочие. Отслеживание результатов деятельности по программе также проводится через анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей) и по результатам участия в творческих конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, исследовательских конференциях, молодёжных проектах. Индивидуальная и групповая работа учащихся отслеживается через их участие в экскурсиях, конкурсах, тренингах, диспутах, учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.

Информацию о занятиях вы также можете найти в нашей группе ВК: https://vk.com/topic-153891361_40477409

Для всех групп обязательно ознакомление с литературой: